Торжество Православия в Воскресенском кафедральном соборе г. Шуя
8 марта, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжество Православия, празднование первого и второго обретения главы Предтечи Господня Иоанна, епископ Шуйский и Тейковский Матфей совершил Божественную литургию свт. Василия Великого в Воскресенском кафедральном соборе г. Шуя.
Его Преосвященству сослужили ключарь собора иеромонах Тихон (Захаров), духовенство собора.
За богослужением пели хор Воскресенского собора, воспитанницы православной школы имени свт. Тихона Задонского.
По окончании Литургии епископ Матфей совершил чин Торжества Православия.
Накануне вечером епископ Матфей возглавил служение Всенощного бдения в Воскресенском кафедральном соборе.
Епископ Матфей обратился к собравшимся со словами проповеди:
«Праздник Торжества Православия был установлен в 9 веке в знак победы над иконоборцами. После Седьмого Вселенского Собора мы получили возможность свободно молиться перед иконами, обращаться через образ к Первообразу. До этого было тяжелое положение христиан, иконы прятали, многие пострадали во время гонений на почитателей икон.
Праздник Торжества Православия был установлен в первое воскресенье Великого поста в знак победы не только над иконоборцами, но и над всеми ересями, которые существовали в первом тысячелетии. Людям тогда казалось, что ересей больше не будет, но во втором тысячелетии число ересей умножилось, и был введен чин анафемы для тех, кто отступил от истины, от Православия, отступил от Церкви. Ересиархи зачастую были людьми достаточно аскетичными, среди них были подвижники, но что ими двигало? Ими двигали не любовь к Богу, не любовь к ближнему, а самолюбие, нежелание слушаться, они превозносились над другими людьми. Несмотря на то, что они были аскетами, но смирения у них не было. Всегда говорят, что ереси там, где человек дышит злобой и не может успокоиться. А там, где дьявол, там всегда бывает разделение.
Сейчас мы переживаем очень тяжелый период, и вся молитва Церкви — о том, чтобы не произошло окончательного раскола. Но раскол начинается с малого. Сначала человек говорит, что не будет поминать Святейшего Патриарха. Буквально перед постом я одного священника запретил в служении, потому что он перестал поминать Святейшего Патриарха, ушел в раскольничью группировку западной церкви, которая создана здесь, в России, и даже нашел себе оправдание. Каждая гордыня находит себе оправдание, находит повод, чтобы осуждать других, а не себя. Все расколы так и начинались. Люди начинают разделяться по принципу отношения к священнику, говорят, мы того духовные чада или этого. Это все дьявольское дело: он хочет так настроить людей, чтобы не было единства, расколоть, разделить людей, чтобы с ними было легче бороться. Те люди, которые раскололись, это уже не приход, это отдельные группировки, которые начинают, вместо того, чтобы молиться, заниматься собой, воевать друг с другом. Этого нельзя допускать. Все должны быть едины во Христе, все должны быть едины в благодати.
Каждый человек — это образ Божий, то есть каждый человек — это икона. Такое отношение должно быть к каждому человеку, и неважно, что он бездомный, или спившийся, или наркоман, или совершенно опустившийся человек, который уже все потерял. Когда мы смотрим на икону, которая пострадала, над ней надругались, то эта икона нам очень дорога, ее берут, ей молятся, ее лелеют. Так и о человеке, если есть такой потерянный, искаженный образ Божий, то нужно попытаться ему помочь, помочь ему обрести Бога. Конечно, это зачастую бывает невозможно, но часто, если мы прикладываем усилия, молимся, то люди выправляются, меняются, восстанавливают тот богозданный образ, который нам дан.
В сегодняшний день я хочу еще раз всех поздравить с праздником Торжества Православия, пожелать, чтобы мы никогда не отпадали от единства Церкви, дорожили тем, где мы есть, боялись отпасть, боялись лишиться благодати».