Из истории шуйской Спасской церкви
В 2020 году отмечается печальная годовщина — 90-летие разрушения церкви Спаса Нерукотворного в г. Шуя. Храм был взорван 1 мая 1930 года. Об истории Спасской церкви рассказывает краевед Евгений Ставровский.
В 1920-30-е гг. в несколько волн прошла кампания закрытия и уничтожения шуйских храмов. Церковь во имя Илии Пророка после закрытия была перестроена и стала на много десятилетий клубом «Безбожник». Были обезображены и перестроены древнейшие Крестовоздвиженский и Георгиевский храмы, полностью уничтожены все три храма Всехсвятского единоверческого женского монастыря, Троицкая кладбищенская церковь, храмы в Юрчакове и Взорнове, Александро-Невская часовня и многие другие памятники церковного зодчества. Одной из самых значительных потерь стало разрушение Спасской церкви, расположенной в центре Спасской площади (ныне площади Ленина).
Спасская церковь известна с начала 17 века. Как и другие храмы, Спасская церковь сначала была деревянной.
Первое подробное описание Шуи, сохранившееся до нашего времени, отразилось в писцовой книге, составленной Афанасием Вековым в 1629 году. Уже в те годы в Шуе было 4 храма и монастырь. На посаде находилась «церковь Нерукотворенного Образа Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа древена вверх, да в пределе Святых Чюдотворец и бессребрениц Козмы и Демьяна, а в церкве образов: образ Спасов на золоте приклад три венца серебрены сканные, да цата серебреная резная, а прикладу Прокофья Зарина, да образ Чюдотворцав Козмы и Демьяна обложен серебром, венцы сканные, да цаты басмяные, да четыре гривны басмяные, да четыре копейки, двери царские и сень и столбцы на празелени, да в олтаре на престоле образ Пречистые Богородицы запрестолные на золоте, сосуды церковные оловянные…»
До середины 18 века при Спасском храме существовал небольшой женский монастырь. Он упоминался уже в начале 17 века: «Да в Шуе на посаде у Спаса на монастыре за попом живут Шуянеж посацкие люди во 145 году (1637)».
Из челобитной 1689 г. видно, что Спасский монастырь находился в подчинении Шуйского Троицкого мужского монастыря.
При Спасском храме была каменная часовня, построенная сразу после окончания моровой язвы 1654-1655 гг. Здесь находилась вторая (после Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери) святыня Шуи – Животворящий Крест, к которому ежегодно совершался крестный ход из Воскресенского собора.
В конце XVII в. Спасская церковь была разобрана, и «в том же месте» выстроена новая, уже каменная церковь, которая была освящена в марте 1696 г.
В описи города Шуи, составленной в 1709 году воеводою Яковом Сытиным, сказано: «да в Шуе на посаде церковь Всемилостиваго Спаса, каменная, да церковь Владимирской Богородицы, деревянная, ветха». Обе эти церкви во время бывшего 12 мая 1710 года пожара серьёзно пострадали. Пожары затем повторялись, и храмы вновь отстраивались.
После освящения в 1796 г. церковь существовала невредимо до 30-х годов XIX в. В это время прихожане Спасской церкви решили придать храму большее благолепие.
Эта реконструкция затянулась почти на 40 лет. Анализ её особенностей по материалам РГИА провёл петербургский краевед Дмитрий Черниховский. Он выделил в процессе перестройки 3 этапа, при этом проекты церкви в разное время трижды представлялись на Высочайшее рассмотрение Императору.
Вместо одного придела к Спасскому храму были пристроены два новых тёплых каменных придела: справа – во имя Владимирской иконы Божией Матери, слева – во имя Боголюбской иконы Божией Матери. Приделы были устроены усердием шуйского 3-й гильдии купца П.А. Волкова и освящены в ноябре 1833 г. ректором Владимирской духовной семинарии архимандритом Неофитом.
Затем приступили к переустройству и главного храма, ставшего к тому времени тесным. Храм решено было расширить. Когда его возвели почти до сводов, произошло непоправимое – 28 сентября 1835 г. упал главный купол. Судебное разбирательство не нашло виновных, и в 1838 г. строительство возобновилось.
В 1847 г. состоялось освящение вновь устроенного храма. «В настоящем виде вновь построенная Спасская церковь, в Итальянском вкусе, с портиками, куполом и золочёным крестом, весьма величественна и очень пространна; стены ея внутри росписаны превосходно».
Даже по фотографиям можно понять, что данный храм был настоящим архитектурным шедевром Шуи и вполне мог бы украшать любые губернские города Российской империи. Внешне Спасская церковь существенно отличалась от большинства местных храмов. Кроме торжественного архитектурного убранства эпохи классицизма, Спасская церковь отличалась от других местных храмов и цветовым оформлением. Стены храма были выкрашены красной краской, выступающие элементы декора – белой, крыша была зелёной, на куполе чередовались голубой, серебристый и золотой цвета.
Спасская колокольня, как установил Д. Черниховский, была построена по проекту архитектора Н.И. Финисова «по образу вновь построенной колокольни при церкви св. Великомученика Никиты, что в Кузнецкой улице в Москве». Таково было желание заказчика – шуйского купца Г.В. Щеколдина.
Проект колокольни несколько раз перерабатывался, пока в 1866 г. не был утвержден компромиссный вариант между планами начальства и желанием заказчика. В 1869 г. при храме была сооружена каменная колокольня.
Благодаря щедрым жертвователям «утварь и ризница богато украшены серебром, золотом и разными драгоценными камнями».
В описи церковного имущества выделялись следующие православные ценности:
- «За правым клиросом в холодной церкви, древний, большой, устроенный из трех дерев: кипариса, кедра и мужжевела, св. крест, с изображением на нем Распятия Господня. Крест этот устроен был в 1770 году вместо сгоревшего в том году точно такого же креста, устроенного в 1654 году. На Распятом Спасителе один венец сребропозлащенный, другой — жемчужный; препоясание и оклад сребропозлащенные. На задней стороне креста — изображение Пр. Симеона столпника с предстоящими. На этой стороне — оклад медный, вызолоченный чрез огонь. Крест вызолочен усердием купеческой вдовы Е. В. Крайкиной. Длина креста 4 ½ арш. и ширина 2 арш. 14 вер.»
- «Аналойный образ Св. Чудотворцев и Безсребренников Козьмы и Дамиана, в серебряной ризе. Образ этот древний. Устроен в 1606 году, как видно из надписи на нем».
Также особую ценность представлял древний крест – «времен Великого Князя Иоанна Васильевича III, с резным по дереву Распятием Господним, восьмиконечный, 12 вершков длиною, в сребропозлащенном окладе, устроенном в 1831 году. На противоположной стороне — клейма с изображением страстей Господних. Крест этот поставлен на престоле, на посеребряном пьедестале. На задней стороне его вырезана полууставом следующая надпись: „В лето 6989 (1481) при Великом Князе Иоанне Васильевиче и при Митрополите Геронтие, а положил сей крест Василий Дмитриев»».
Спасский храм в 1928 г. сначала отдали «обновленцам». Вскоре он был закрыт и 90 лет назад (в мае 1930 г.) взорван, причем организацией взрыва занималась бригада подрывников «Взрывсельпрома» во главе с инженером Г.И. Жевалкиным (те же люди через год взорвали храм Христа Спасителя в Москве). При этом была уничтожена и древняя часовня.
Кроме архитектурной значимости и христианской ценности Спасский храм имел для Шуи существенную градостроительную роль и высочайшее историко-культурное значение.
Немногие знают, что в Спасском храме с 1816 по 1820 гг. служил дьяконом Василий Петрович Цветаев, дед создателя Музея изящных искусств имени Императора Александра III (ныне ГМИИ им. Пушкина) Ивана Владимировича Цветаева, прадед поэта Марины Цветаевой.
Прадед писателя Бориса Полевого, автора «Повести о настоящем человеке», о. Михаил Миловский в течение 43 лет был священником Шуйского Спасского храма.
Спасская церковь с изящной колокольней являлась высотной доминантой нашего города, придавая завершенность огромной площади. Ныне площадь без храма более всего напоминает парк.
В центре площади Ленина (ранее Спасской площади) более 300 лет стоял храм, сначала деревянный, затем каменный. Около него образовался некрополь, на котором похоронены многие именитые шуяне — священники, купцы, чиновники, благотворители.
Ныне на месте Спасского храма установлен Памятный крест. Это хорошо, но недостаточно. В качестве следующего шага можно построить часовню с памятной доской со списком погребенных здесь шуян, среди которых назовём лишь несколько имён: родственник А.П. Чехова, шуйский купец, шуйский городской голова Н.А. Закорюкин, шуйский городской врач А.К. Звездин, протоиерей Спасской церкви М.В Миловский, предводитель шуйского дворянства Н.А. Порошин, директор Шуйской мужской гимназии И.И. Рогозинников, шуйский купец, благотворитель Г.В. Щеколдин…
Е.С. Ставровский