ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Мы празднуем ныне самое великое событие в человеческой истории — Пасху Христову. Можно было бы назвать самым великим деянием Бога сотворение Им мира и человека из небытия. Ведь Бог проявил высшую благость и любовь, желая создать подобное Себе творение, причастное Его разуму, воле, славе, величию. Но человек не оправдал в полноте замысла Божиего, отпал от Него. И в истории мира случилось новое творение, в мир пришел новый Адам — Христос, Который был воссоздан из плоти Богочеловека и воскрес из мертвых.
Христос Воскрес! — в этом вся сила, всё существо деяний Господа. Он не воскрес из мертвых одним мановением, придя в человеческий мир. Он прожил как человек полную жизнь, как все мы с вами. Наши нужды и переживания, наши немощи стали Его нуждами и немощами по Его человеческой природе. Даже наш неизбывный страх страданий и смерти стал Его достоянием во всей мыслимой глубине. Христос умер на Кресте, но смерть, опаленная Божеством, не нашла себе в Нем места и была попрана, упразднилась Его Воскресением.
Это есть величайшая тайна Божества: почему для спасения людей Господь избрал такой трудный, трагический, непостижимо жертвенный путь? Почему Он не проявил Своей Божественной силы, чтобы изничтожить все дела диавола и этим даровать людям духовную свободу? Постижение этой тайны мы можем найти внутри христианской жизни, подлинно веруя Истине, последуя Самому Христу, стремясь уподобить себя Его образу и святости.
Канонической православной иконой Воскресения является «Сошествие во ад». Каждое воскресение мы взираем на эту икону как на образ самой сути этого великого события. Христос сошел во ад — темницу падших духов, где господствовали смерть и диавол. В богослужебном песнопении Великой Субботы говорится, что в момент сошествия Христа ад стенал, взывал и плакал: «Днесь ад плáча взывá». Господь сокрушил врата ада, как было сказано в пророчестве: «Сокрушил врата медные, и вереи железные сломил» (Пс. 106:16). Тем самым Господь разрушил державу диавола, лишил его духовной власти над людьми и освободил Адама и души праведников. Христос снизшел во ад, чтобы даровать освобожденным узникам ада то, что Он даровал живущим на земле, и чтобы всё наполнить светом Своего Божества, как поется в пасхальном каноне: «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя». Эту великую победу, вечное торжество над смертью и изображает икона нынешнего праздника.
Мы, как и все люди, причастны страданиям и физической смерти. Но мы, к сожалению, совсем не глубоко понимаем смерть духовную, когда мы отпадаем от своего Творца и Спасителя. По причине наших греховных привязанностей мы остаемся подверженными влиянию падших духов, и Христос желает, чтобы мы в душе поборолись, «связывали» свои страсти, хранили Его святые заповеди. Именно через это нам подастся благодать от Господа. И ныне, в пасхальные дни, нам даруется особенная благость Божия: мы приобщаемся к радости вечной Пасхи, вечного торжества в Царствии Небесном, радости Ангелов и святых.
Великий пост и весь прошедший год продлили череду тяжких испытаний для нашей страны и нашей Церкви. Нашему сознанию уже стало привычным противостояние, недружественное отношение к родной стране — ко всем нам, желающим защитить свои исторические интересы и традиционные ценности. Как это состояние брани, воинской и духовной, похоже на вековую борьбу Церкви и диавола! Эта внутренняя брань никогда не переставала, она происходила в различных формах, то усиливалась, то ослабевала. Накал нынешних боевых действий отражает не только столкновение политических или военных интересов, но и духовную, историческую вражду к нам со стороны противостоящих нам сил. Несчастной Украине пришлось испытать и новые гонения на Церковь — на то, что составляет кровь и сердце государства. Это с очевидностью свидетельствует о цели наших недругов — умалить Православие, его силу и влияние, чистоту и единство. Не повод ли это к укреплению нашей веры?
Нашим воинам приходится ощущать всю тяжесть этого противостояния лицом к лицу, и мы просто обязаны оказать им духовную и материальную помощь. Благодарю всех, кто собирал посылки для наших военнослужащих, кто глубоко сопереживал нашим товарищам, неустанно молился за них. Пасха для нас, живущих в мире, есть Пасха и для них, живущих в постоянной смертельной опасности. Усердная молитвенная помощь, духовная солидарность с исполняющими воинский долг — наша главная сейчас обязанность.
В Шуйской епархии в этом году мы отмечаем две памятные даты: 600-летие явления Животворящего Креста в селе Погост Крест и 400-летие со дня рождения святителя Митрофана Воронежского. Одна из наших главных святынь, Животворящий Крест, стал одним из символов утверждения Православия на Руси как преемницы Византии. А наш земляк, святитель Митрофан, родившийся в селе Антилохово Саввинского района, был образцом епископского служения, что отмечают многие историки, а также остался в памяти примером сослужения государю, — как известно, он был духовником и соратником Петра I.
Еще раз поздравляю всех вас с вечным, небесным, спасительным праздником Воскресения Христова! Призываю на всех вас Божие благословение, с радостью о Христе Воскресшем,
† Матфей, Епископ Шуйский и Тейковский
Пасха Христова, 16 апреля 2023 года
Град Шуя
ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ Епископа Шуйского и Тейковского Матфея пастырям, инокам и всем верным чадам Шуйской епархии
Возлюбленные о Господе пастыри, насельники и насельницы монастырей, прихожане храмов Шуйской епархии, все воины, обращаюсь ко всем вам со всесильным приветствием —